Цитата:
Сообщение от Андрей НМ
Юра, вот раньше, в годы войны на многих самолетах реально была коробка передач. Там ступени компрессора наддува переключались врукопашную на определенных высотах, чтобы движок не задыхался от нехватки кислорода. А передаточное число - это управление шагом винта. Тоже часто в ручную управлялось. Причем опытные летчики говорили, что для них именно ручное управление было лучше, т.к. они особенности самолета могли использовать в полной мере, а вот для неопытных или летчиков средней подготовки лучше был автомат управления. Удобно и не надо задумываться. У немцев это всё было автоматическое, у нас стало появляться только в 1943-44 году, да и то... Есть фильмы учебные в сети военных времен по Ил-2 и Якам. Там улыбнуло, чтобы резко увеличить скорость, пилот должен штук 8 рычагов и ручек последовательно повернуть и двинуть, если на память - газ, шаг винта, обогащение смеси, угол опережения зажигания, заслонку радиатора, ступень компрессора и что-то ещё... Какое там резко. Пока будешь двигать, тебя собьют или цель твоя смоется. Поэтому средние летчики выставляли все это в среднее положение и шуровали только газом. Как у меня дед выжил? Всю войну на Ил-2...
|
Просто опытные летчики не летали на новеньких Bf-109 и FW-190, чтобы сравнить

По воспоминаниям обычно открывали заслонки радиаторов на всю, чтобы в бою мотор не перегрелся и не словил клина на самом интересном месте. Правда на Як-1, Як-9 это не помогало, радиатор был недостаточной мощности и на форсаже мотор мог работать пару минут. Такая же история с Ла-5 была. Ну и остальное тоже ставилось "в среднее положение", потому как в бою, когда, например с перегрузкой из пике выходишь и в глазах темно, переключать 6 ручек разных (на большинстве советских истребителей столько надо было) совершенно нереально. Плюс с открытым фонарем летали, потому что аварийного сброса не было на большинстве, а замок нередко клинил даже на аэродроме. К концу войны появилась автоматическая регулировка заслонки радиатора на Як-3, а остальное так ручками и переключали. Потому все "превосходство" советских истребителей по летным данным над немецкими было чисто на бумаге.
Что касается Ил-2 - есть у меня сканированная инструкция по "эксплоатации" 1942 года, если интересно, могу сбросить.